Красивые примеры в интерьере
Изразцы традиционно применяются при оформлении кухни, облицовке каминов, однако при грамотном размещении они не менее уместны в других помещениях.
Красочные расписные плитки становятся акцентом интерьера, поэтому в целом интерьер должен быть сдержанным и хорошо продуманным.
- Органично смотрится плитка в интерьерах в духе кантри, классических и неоклассических интерьерах. Облицовке подлежат фартук кухонного гарнитура, печи, стены в ванной комнате.
- Если вам не близки рисунки и орнаменты, выбирайте одноцветные модели спокойных оттенков, украшением которых является рельефный рисунок. Подобная отделка уместна в лаконичных интерьерах, стиля минимализм.
- В классических интерьерах в стиле русской усадьбы не возбраняется выложить изразцами весь каминный портал, а также стену, прилегающую к камину. Однако подобное решение смотрится уместно лишь в больших по площади комнатах.
Благодаря многообразию моделей изразцов удается найти «свой» вариант для любой комнаты. Яркие с рисунком плитки обычно становятся акцентом комнаты, используются опционно. Если использовать светлые образцы без рисунка, то ими можно отделывать более габаритные площади.
Для спокойных по цвету и стилю интерьеров можно использовать яркую, но при этом изысканную ярославскую плитку. Например, роспись цветочным орнаментом с крупными нанесенными элементами.
Гжель (традиционное сине-белое сочетание) органично смотрится в стиле кантри, прованс, а также в классических интерьерах. Сочетайте гжельскую плитку с однотонной синей, белой или голубой, чтобы получить яркий, но ненавязчивый интерьер.
Для сдержанных элегантных интерьеров можно рекомендовать голландские изразцы, имеющие до мельчайших деталей прописанные узоры. Благодаря этому плитки смотрятся как миниатюрные картинки и становятся изысканным элементом декора.
Подробнее о процессе производства и видах изразцов смотрите в видео ниже.
Подготовка поверхности к укладке
Независимо от места укладки целевая поверхность должна быть гладкой и ровной. Мелкие изъяны допускаются, но только после соответствующей доработки. Если речь идет о том же фасаде, то рекомендуется перед монтажными работами нанести на поверхность слой шпаклевки или грунтовки, который выполнит две функции: сделает ровнее основу и обеспечит достаточную адгезивно-сцепляющую функцию. Тут надо вспомнить, что такое клинкерная плитка по своей текстуре. Это может быть гладкий материал без шероховатостей, для укладки которого будет недостаточно клеевой основы. Поэтому участок монтажа должен быть соответствующим образом подготовлен в целях улучшения сцепки. В случае с напольным применением подготовка будет несколько иной. Для тех же садовых дорожек потребуется изначальное формирование песчаной насыпи с гидроизоляцией. Сама же укладка напольным способом будет осуществляться с помощью цементного раствора или смесей, которые специально для клинкера выпускают его же производители.
Применение и примеры в интерьере
В современных интерьерах можно широко применять декоративные керамические плитки. Рассмотрите следующие интересные варианты декорирования помещения:
Если у вас частный дом, можно украсить изразцами фасад дома. Раньше изразцы активно применялись в архитектуре.
Можно удачно украсить декоративными плитками из керамики камин, мангал или печку. Портал можно полностью выложить изразцами или же сочетать декор с обычной плиткой или каменной кладкой.
Изразцы можно интересно использовать для оформления современной кухни. Чаще всего стену вдоль столешницы и плиты выкладывают плиткой для удобства уборки. Подобную отделку вполне удачно смогут разнообразить и расписные изделия.
Декоративные керамические вставки крайне удачно могут вписаться в ванную комнату – обычно их вставляют в промежутки между кладкой обычной плитки или же выкладывают вертикальные и горизонтальные полосы из изразцов.
Подробнее об изразцах вы узнаете из следующего видео.
Какие существуют особенности и преимущества?
Изразцовый декор из всех видов отделки имеет наиболее жесткую структуру и прочность (элемент в 2 раза толще стандартной керамики). Материал термостойкий, применяется в отделке печей и каминов. Плиты выдерживают пониженные температуры.
Отделанная изразцами печка способна удерживать тепло в помещении в течение дня. Материал экологичен, состоит из глины и натуральных добавок. Декоративные элементы легко очищаются, не удерживают пыль. Облицовка печи изразцами позволяет снизить расход топлива.
В перечне преимуществ изделий:
- невысокие характеристики водопоглощения;
- безопасность эксплуатации (температура поверхностей печей с изразцами не высокая);
- долговечность;
- эстетичность, возможность создания оригинального дизайна интерьера в классическом стиле, направлениях модерн, прованс, кантри.
История
Печник с изразцами, 1955 год
Древний мир
Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до н. э.
В Египте керамика стала широко применяться для декорирования помещений со времени Нового царства.
Европа
Европейский изразец
В странах Европы изразцы применялись для облицовки стен, полов и дорожек начиная с VIII века, но особенно широкое распространение они получили лишь в XV—XVII веках. В Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии было огромное разнообразие форм и орнаментов изразцов и богатых изразцовых печей, выполненных в соперничающих цехах.
Русское царство
Формы русских изразцовых печей развивались в русле западных влияний.
С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов (т. н. ширинковые изразцы) и особенно интерьеров монастырских и церковных строений. Крупные архитектурные формы, украшавшие фасады строений были редкостью (известны подобные рельефы в Дмитрове (Успенский собор) и Старице (Борисоглебский)).
Расцвет ценинного дела в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре. О том, что в Иверском монастыре работали мастера-керамисты и резчики форм «родом иноземцы», переведённые затем под Москву на строительство Нового Иерусалима, сообщает архимандрит Леонид (Кавелин), изучавший оригинальные архивные документы монастыря. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель. После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату. Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан. Изразцы, выпускаемые мастерской были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской.
Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове. Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668 — середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре.
В XVIII веке изразцы в столице России использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы. Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.
История появления
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые изразцы на Руси появились в X – XI веках. Во время монголо-татарского нашествия этот промысел пришел в упадок. Снова печь в изразцах появилась в русских усадьбах только во времена Ивана Грозного, в XVI веке.
В 17-ом столетии этот вид печного искусства продолжает развиваться. Но самый мощный толчок к внедрению в русскую культуру и архитектуру изразцовых печей пришелся на начало XVIII века. Именно в это время Петр Первый привез из Нидерландов не только картошку и табак, но и моду на голландские печки и изразцы бело-синих расцветок.
Пик популярности подобных конструкций – это середина и конец 18-го столетия. Любой турист, наслаждающийся видами и убранством дворцов Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского Села сможет увидеть настоящие печные произведения искусства, обложенные изразцами. Сейчас мода на изразцовые печки активно возрождается.
Северные изразцы. Великий Устюг
Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию. Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие приметное влияние на творчество местных художников и ремесленников.
Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы
Привлекает к себе внимание храм Симеона Столпника, построенный в 1725 году в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера
Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов, на которую не способен ни мрамор, ни резной камень.
Устюжские рельефные изразцы были последними представителями широко развитого семейства русской полихромной архитектурной керамики. Просуществовав до XIX столетия, они практически исчезли, оставив в роли наследников гладкие расписные или обыкновенные печные кафли.
Применение и примеры в интерьере
В современных интерьерах можно широко применять декоративные керамические плитки. Рассмотрите следующие интересные варианты декорирования помещения:
Если у вас частный дом, можно украсить изразцами фасад дома. Раньше изразцы активно применялись в архитектуре.
Можно удачно украсить декоративными плитками из керамики камин, мангал или печку. Портал можно полностью выложить изразцами или же сочетать декор с обычной плиткой или каменной кладкой.
Изразцы можно интересно использовать для оформления современной кухни. Чаще всего стену вдоль столешницы и плиты выкладывают плиткой для удобства уборки. Подобную отделку вполне удачно смогут разнообразить и расписные изделия.
Декоративные керамические вставки крайне удачно могут вписаться в ванную комнату – обычно их вставляют в промежутки между кладкой обычной плитки или же выкладывают вертикальные и горизонтальные полосы из изразцов.
Подробнее об изразцах вы узнаете из следующего видео.
Виды изразцов и стили интерьера
Производители устанавливают свои уникальные размеры и имеют свой цветовой и скульптурный дизайн изразцов, но типизация все же имеется: стеновые, угловые и карнизные элементы. практически все производители выпускают как гладкие изразцы, так и рельефные, угловые, бордюрные, вставки и накрывные полки. Для обрамления топок имеются угловые изразцы. Кроме того, конструкции печей и каминов требуют карнизных прямых и угловых деталей, и сквозных решеток – все это также имеется в ассортименте. Предпочтителен индивидуальный заказ, поскольку изразцы конструктивно связаны с печью, и размеры и конфигурация печи или камина определяют комплектацию изразцовых изделий. Тем не менее, разрабатываются размерные сетки, дающие возможность выполнять наборы изразцов для габаритных отопительных агрегатов, с минимальной потребностью в нестандартных изделиях. Эти разработки обусловлены отчасти необходимостью в «удержании» очень высоких цен и привлечении потребителей.
Размеры изразцов варьируются даже у одного производителя в довольно широком диапазоне – от 50 мм до 500 мм. Веса соответственно разные – классический изразец с высоким румпом 25 мм и размером 220*250 мм весит около 2 кг.
Глазурь может быть глянцевая, матовая и полуматовая. Выбор определяется и личным вкусом, и требованиями конкретного интерьера. Глянец изразцовой печи создает особые эффекты, очень зависящие от расположения печи в помещении относительно окон. Изразцовая печь с глянцевой поверхностью при дневном освещении очень сильно бликует – это обязательно учитывают при разработке дизайна.
Интерьерные стили, гармонирующие с изразцовыми печами и каминами – с трудом поддаются перечислению, а классификация просто теряется. «Базовые» стили – классические, современная готика, модерн и барочные. О русском стиле, кантри и шале можно не упоминать – они по определению в одном стилевом потоке с изразцовыми печами. Диапазон огромен: викторианские стили и прованс, ампир и неоренессанс, с одной стороны, и ар деко, хай тек, минимализм и эко-стили – на другом полюсе. И все это возможно и органично сочетается с изразцовым отопительным агрегатом.
Немалую роль тут сыграли и современные технологии, дополняющие ручное производство изразцов. Ручное литье теперь дает неплохую геометрию, и многие производители регламентируют линейную погрешность по сторонам изделия всего в 0,5 мм. Подгонка таких изделий практически не нужна. Это не только сокращает трудозатраты на монтаж, но и дает возможности расширения стилевых решений – ведь минималистские стили и хай тек по определению геометрически линейны и точны. Высокие рельефы – около 10 мм от оснований плиток – еще больше расширяют возможности декора, особенно в сочетании с новыми приемами и техниками художественной росписи.
Безопасная эксплуатация – один из основных критериев выбора облицовки не только для банной печи, но и для камина и печи с лежанкой.
Производители изразцов предлагают как готовые наборы, так и работы по специальным заказам, в соответствии с интерьерным оформлением помещения, в котором будет возводиться изразцовая печь или камин.
Изразцовый отопительный агрегат требует особого ухода за поверхностью, хотя и довольно простого:
- Первую топку печи или камина проводят не раньше, чем агрегат будет полностью просушен – здесь следует строго соблюдать рекомендации мастера.
- Мыть глазурованные поверхности следует мягкими средствами, без абразивных компонентов, можно использовать бытовые моющие средства для мытья посуды и окон.
- Инструменты для мытья и чистки изразцов – мягкая щетка с натуральной или искусственной щетиной, губка.
Глазурованная поверхность исключительно прочна – но возможны хрупкие разрушения как по массиву материала, так и скол или повреждение глазури при сильном прямом ударе по изразцу металлическим или другим твердым предметом. Изразцы следует беречь – ведь заменить изразец, конструктивно скрепленный с наружной стенкой печи, даже при наличии резерва – очень непростое и затратное дело.
Почему выбирают железные камины?
Перед тем как отдать предпочтение данной разновидности отопительной установки и сделать камин своими руками из железа, рекомендуем ознакомиться с его основными преимуществами и недостатками:
- За счёт высокого КПД, с помощью такого очага можно отопить как небольшой дачный дом, так и двухэтажные просторные загородные апартаменты;
- Большинство конструкций имеет небольшую массу, что делает возможным выполнение установки и монтажа практически на любом напольном перекрытии, в том числе и на втором этаже;
- Впоследствии металлические модели не требуют выполнения специфического обслуживания со стороны специалистов;
- Монтаж достаточно простой. Самой сложной частью установки, является проведение дымохода, при его изначальном отсутствии;
- Качественные материалы используемые для сборки основания и топочной камеры хорошо и быстро нагреваются, что в свою очередь позволяет осуществлять равномерный нагрев;
- Для установки можно выбрать любое место, независимо от оконных проёмов и межкомнатных дверей.
Наличие зольника, дровницы и варочной поверхности в одной небольшой пристенной конструкции
Наличие варочной поверхности делает данную модель ещё более функциональной
Угловой камин: прекрасное решение для помещений с любой площадью
Для детального и более подробного ознакомления советуем также просмотреть видео в этой статье.
Выбор топлива
Для таких установок как правило используется исключительно твёрдое топливо, а именно предварительно просушенные и заготовленные дрова. Однако качество поленьев и тип древесины напрямую влияет на равномерность прогрева, мощность установки и экономичный расход:
- Грабовые, буковые, ясеневые, дубовые и берёзовые дрова имеют одинаковую теплопроводную способность. Она составляет 15 Джоуль на 1 килограмм и 4,2 кВт. ч/кг;
- Лиственница, сосна и ель имеют более высокую теплопроводную способность- 4,3 кВт. ч/кг и 15,5 Джоуль на 1 килограмм.
Преимущества использования русской печи
Русская печь может стать незаменимым помощником в деревенском частном жилище, она является незаменимым многофункциональным устройством. Преимущества ее использования очевидны:
- Хорошо прогревает дом и длительно поддерживает комфортную температуру воздуха.
- Всегда теплая лежанка – обязательный элемент русской печи, гарантирует комфортное спальное место, которое во все времена считалось особо покойным. Лежанку по достоинству оценят старшие члены семьи и маленькие дети.
- Блюда традиционной русской кухни, хлебобулочные изделия, приготовленные в печке, станут гораздо вкуснее, ароматнее.
- В доме появляется особый микроклимат, помогающий домочадцам проявлять доброту, сердечность по отношению друг к другу.
Вокруг печки в частном доме крутится жизнь в частном доме
При установке печи опытным мастером, она абсолютно безопасна, успешно эксплуатируется в течение многих десятилетий. Наши предки, живущие в деревне, высоко ценили устройство за равномерно отдаваемое тепло, эффективность, быстроту прогрева дома, возможность терапии различных заболеваний.
Лежанка на печке — это самое тёплое и уютное место в доме
Оригинальные дизайнерские решения позволяют гармонично вписать русскую печку в интерьер загородного деревенского дома, даже очень маленького, обустроить с ее помощью удобное эргономичное пространство, создать особую душевную атмосферу. Последующие фото дизайна современной кухни убеждают в этом.
Сегодня мастера могут создать печку, которая вполне впишется в современный интерьер дома
Виды росписи изразцов
По этому признаку изделия можно классифицировать в зависимости от популярности различных способов стилей в отдельных странах или регионах.
Голландский стиль
Голландский стиль росписи – это сине-белый рисунок. Такие изразцы голландские мастера начали изготавливать в первой половине 17 столетия. Связано это было с тем, что в Голландию попал китайский фарфор, и голландцы были поражены его красотой. Дорогостоящие фарфоровые изделия очень быстро стали востребованными по всей Европе. Мечтой каждого, кто мог себе позволить купить китайский фарфор, было иметь изделия из него у себя дома, а потому европейцы готовы были платить за них приличные деньги.
Так мастера из Дельфты начали подделывать дорогостоящие изделия, самостоятельно изготавливая посуду и нанося на нее китайские орнаменты. Вплоть до начала 19 века дельфтские керамисты сохраняли за собой звание лучших имитаторов китайского фарфора (хотя в действительности они изготавливали скорее фаянс).
Муравленые изразцы
Муравлеными называются изразцы, которые покрыты зеленой прозрачной глазурью, по своему цвету схожей с травой-муравой. Своего расцвета данная техника достигла в 17 столетии, когда оформленные ею изделия использовали не только в качестве отделки фасадов зданий, но также как облицовочный материал для каминов и печей.
Лучшими образцами муравленых плиток украшено множество храмов, причем, не только их главы. С помощью изразцов также выполнялись надписи, располагавшиеся на наружной поверхности стен в виде фриза.
Главными центрами изготовления муравленых изразцов были Псков и Ярославль, где можно и сегодня увидеть много образцов данного вида прикладного искусства.
Суздальские и Владимирские изразцы XVIII века
18 столетие – период расцвета изразцового искусства в Суздале и Владимире. Мастера будто впитали в себя многовековой опыт народной гравюры и иконописи, взяв из него все самое лучшее и применив это в своем творчестве. Одни мастера поражают многоплановостью своих сложных композиций, схожих с клеймами житийных икон, другие – графичной линейностью лубочных картинок.
Все это многообразие композиций, палитр и сюжетов даже сложно выделить как отдельный вид росписи изразцов.
Взятый за основу сюжет помогал родиться окружающему его рисунку: сложными витиеватыми орнаментами окружались пейзажи и фигуры людей, вокруг крепостей и домов можно увидеть угловатые узоры.
Распространенные сюжеты: сцены религиозного и бытового характера, мифологические мотивы, изображения зверей (зайцев, собак, птиц, баранов, оленей) и природы, этнографические и географические рисунки.
Калужский изразцовый промысел
Период конца 18 – начала 19 столетия ознаменовался расцветом калужского изразцового промысла. Здесь керамические изделия расписывались несколькими основными изобразительными мотивами, отличающими их от всех остальных.
Самые популярные сюжеты в этом виде росписи изразцов:
- «цветки» – в центре на белом фоне цветок, окантованный рамочным медальоном с рокальными завитками;
- «лимончик» – в центре плитки изображение желтого лимона, а вокруг – голубая рамка;
- «корзиночка» – вместо лимона изображалась корзина с цветами;
- «деревцо» – ромбики или шары образуют рамку, внутри которой изображены дубок или елочка на белом овале;
- «свадебный» – повторяет предыдущую композицию, но с ампирной вазой по центру вместо деревца.
Особенности каминных топок (внутренняя отделка)
Когда решают, чем отделать камин, устройство его топки имеет значение
Если интересуетесь тем, чем можно отделать камин, следует также узнать про другое: что такое топка. У камина это место, где твёрдые вещества горят – это могут быть дрова, уголь или какое-то иное топливо. Декоративная отделка камина также включает в себя и работу с топкой, но об этом подробно ниже.
Чтобы отделать данную часть конструкции, сегодня применяют:
- Кирпич;
- Листы гипсокартона;
- Камень натуральный.
Облицовка гипсокартоном
Вы действительно можете использовать листы гипсокартона для того, чтобы обшить каминную топку (ведь такой материал можно даже класть на пол — он прочный). Но, лишь в том случае, если работа осуществляется с фальш-камином. Впрочем, исключения из правил тоже допускаются. В гипсокартоне может возникнуть необходимость, если надо будет выровнять поверхность в топке; Лишь особенный материал можно применять в работах такого уровня – влагостойкий гипсокартон
Его на поверхности делают из специального профиля.
Что используют для того, чтобы выполнить монтажные работы:
- Нужен непосредственно материал;
- Профиль металлический;
- Шуруповёрт и саморезы.
А теперь подробно про монтаж:
В ходе работы могут возникнуть некоторые трудности – особенно их вероятность велика тогда, когда в камине имеются места, доступ к которым затруднён. Именно поэтому рекомендуют работать шуруповёртом (инструмент, который функционирует при помощи аккумуляторных батарей); Каминную топку гипсокартоном обшивают обычно тогда, когда размер топки нужно уменьшить – в значительной степени
Облицовка деревом или декоративным камнем — решения, которые всегда будут актуальными для конструкций такого типа
В этом вам обязательно помогут:
- Камень декоративный;
- Натуральный камень;
- Плитка керамическая (применяют далеко не часто, скорее исключение).
Используем кирпич
Кирпич для отделки каминов тоже применяют часто
Обычно кирпич применяют в той ситуации, когда сам камин выстроен из данного материала. Топку в данной ситуации возводят вместе с остальной конструкцией, в дополнительной декоративной отделке необходимости нет.
Кроме того, кирпич выбирают в случае, когда всю каминную конструкцию сделали из другого материала – который никак не может справиться с температурными воздействиями (или просто легко воспламеняется, не переносит жар).
Такими материалами являются:
- Древесина;
- Гипсокартон, который не является огнестойким.
Из кирпича выкладывают дымоход, саму топку – это внутри конструкции
Облицовка керамической плиткой
Керамическая плитка — другой вариант, достойный внимания
Если декоративная отделка камина – именно то, что вас интересует, нельзя проходить мимо такого замечательного материала, как керамическая плитка.
Вообще, для внутренней отделки топок её используют редко, крепят лишь на ту поверхность, которая является ровной (обычно на гипсокартон, выше уже разобрались с тем, что его монтаж – не такая уж сложная задача).
Выполнить монтаж керамической плитки вы сумеете легко, если под рукой есть:
- Бетонный раствор;
- Два шпателя;
- Сам отделочный материал;
- Крестообразные пластиковые маячки (нужны для того, чтобы шов был ровным).
Особенности применения керамической плитки:
Облицовка печи изразцами – пошаговая инструкция
Технология отделки изразцами, как и любой строительный процесс – последовательна, начинается с формирования первого ряда.
Первый ряд изразцов или так называемые «копыта» задают тон всему строительству. Их правильная укладка залог быстрого и качественного дальнейшего монтажа.
Установка первого ряда
подготовка изразца;
- подобранные и пронумерованные изразцы погружаются в воду. Это позволит избежать ситуации, когда глина изразца будет вытягивать влагу из раствора;
- после извлечения, румпа каждого изразца до половины наполняется глиной. Заполнение румпы повышает теплоотдачу печи;
- затем в глину набивается наполнитель. В качестве такового может выступать кирпич, гравий, галька;
- образовавшиеся пустоты заполняют глиной;
Примечание. Многие мастера используют готовую смесь для заполнения румпы. Состав смеси: глина, кварцевый песок и кирпич в пропорции (соотношении) 1:2:2.
кладка изразцов начинается с установки угловых элементов;
установка центральных изразцов. После того, как первый ряд выложен, необходимо стянуть изразцы между собой стальным штырем. Чтобы предотвратить сползание плитки, штырь рекомендуется загнуть сверху. Нижним краем он будет упираться в румпу;
плитки в вертикальных и горизонтальных рядах соединяются между собой с использованием стальных скоб.
мягкая проволока, закрепленная на штыре, позволит соединить ряд изразцов с рядом кирпича печи. Проволока привязывается к штырю. На ее конце формируется петля, которая заводится в кирпичную кладку. Для надежной связки на каждый штырь следует привязать по две проволоки-петли.
Примечание. Петли для связки с кладкой печи устанавливаются по ходу строительства печи. Установленные заранее, они будут мешать работе.
Порядок крепления изразца показан на фото.
Способы крепления изразцовой плитки
После того, как уложен первый ряд нужно расчистить швы. В дальнейшем это поможет более аккуратно нанести затирку. А также очистить изразцовую поверхность от промывки.
Укладка последующих рядов изразцов
После того, как уложен первый ряд, аналогичным образом выставляется еще один. После этого выполняется кладки самой печи или камина. После того, как выложены несколько рядов кирпича пространство между ними и изразцами также заполняется глиной.
Облицовка изразцами — порядовка — 1
Облицовка изразцами — порядовка — 2 (ноги)
Облицовка изразцами — порядовка — 3
Облицовка печи изразцами — порядовка — 4
Облицовка изразцами — порядовка — 5
Облицовка изразцами — порядовка — 6
Облицовка печи изразцами — порядовка — 7
Облицовка печи изразцами — порядовка — 8
Облицовка печи изразцами — порядовка — 9
Монтаж изразцов — порядовка — 10
Монтаж изразцов — порядовка — 11
Монтаж изразцовой плитки — порядовка — 12
Монтаж изразцовой плитки — порядовка — 13
Установка изразцовой плитки — порядовка — 14
Очистка печи и затирка швов между изразцовой плиткой
Облицовка изразцовой печи завершается очисткой поверхности. Для этого используется мягкая тряпка или бумага. Последним штрихом является заделка швов (затирка), если таковые допущены в процессе работы. Для затирки швов между плиткой используют жидкое гипсовое тесто, которым смазывают шовные промежутки. Через 10-15 мин. после высыхания теста, его остатки снимают мягкой тряпкой.
Примечание. Как бы ни хотелось протопить построенную и облицованную печь, не стоит делать этого раньше, чем через неделю после завершения всех работ. Да и то, пробная топка длится не более часа. Полноценную проверку можно выполнить после того, как полностью высохнет глиняный раствор – через 3-4 недели.